Вместе с гранжем начал набирать популярность в
начале 1990-х. Жанр является слиянием хэви-метала с альтернативным
роком (в особенности с инди-роком 1980-х). Для альтернативного метала
характерны и тяжелые гитарные риффы, присущие металу, и черты
экспериментальной музыки — нетрадиционные тексты песен, нечетный
музыкальный размер, необычные технические приемы, неприятие условностей
и традиций тяжелой музыки, соединение метала с самыми разнообразными
музыкальными жанрами.
Термин «альтернативный метал»
очень неточен, и обычно используется для описания групп с уникальным
подходом к металу, или в музыке которых невозможно отделить метал от
альтернативного рока. Ярким примером может послужить группа Faith No
More.
Хоть и хэви-метал это важнейшее составляющее
альтернативного метала, но он сильно отличался от того трэш-метала
1980-х, с которого началась история жанра. Поэтому альтернативный метал
относится больше к альтернативному року, чем к хэви-металу. В
большинстве случаев, альтметал-группы появились из сочетания метала с
хардкором (Corrosion of Conformity), пост-панком, готик-роком (Jane’s
Addiction), нойз-роком (Helmet, White Zombie), гранжем (The Melvins,
Soundgarden), индастриалом (Ministry, Nine Inch Nails) и другими
альтернативными жанрами. Эти группы объединяло влияние традиционного
хэви-метала и экспериментирование с его формой — смешиванием метала с
различными жанрами, необычные подходы. Например, группа Faith No More
сочетала метал с фанком и рэпом, а Corrosion of Conformity, The Melvins
и Soundgarden отрицали хэви-метал 1970-х.
В 1990-х
годах возник гранж. Он сочетал в себе метал 1970-х (Led Zeppelin, Black
Sabbath) и андеграундный панк. Популярность гранжа помогла увеличить
подходящую аудиторию для альтметал-групп, и они стали выступать на
фестивале «Lollapalooza», созданном вокалистом Jane’s Addiction. После
прорыва альтернативного рока, совершенного группой Nirvana, характерные
черты альтметала стали более размытыми: жанр простирался от
«индустриальных» Nine Inch Nails и Ministry до Rage Against the
Machine, использующих в своей музыке хип-хоп и пост-панк. Вскоре уже
большинство новых металических коллективов воспринимались исключительно
как альтернативные, хотя кроме концертных представлений и характерного
звучания их мало отличалось от традиционных металистов.
К
концу 1990-х альтернативный метал вновь приобрел свои черты, в
особенности благодаря таким группам, как Rage Against the Machine,
KoЯn, Nine Inch Nails и Helmet. В частности, Helmet своей музыкой задал
рамки для ню-метала — нового метал-явления.
|