Считается, что выражение "музыка Gospel" (у нас уже традиционно принято
множественное число, "Gospel") ввел в обиход популярный в двадцатые
годы исполнитель блюза
Томас Э. Дорси, одним из первых аранжировавший церковные песнопения
"под популяр". Поначалу музыка была категорически отвергнута, однако ее
приняли в неортодоксальных черных общинах, и с той поры Gospel
развивался бок о бок со светской черной музыкой, хотя данное
направление всегда отличалось консерватизмом, и функционально имеет
другие задачи. Вокальный стиль Gospel своими корнями уходит в
спиричуэлз и основан на декламировании баптистских молитв. Вокальные
группы Gospel, сложившиеся в сороковые-пятидесятые годы - в таких
группах всегда был ярко выраженный лидер он же ведущий вокалист, - по
манере исполнения имели очень много общего с а-капелла и стилем ду-уоп,
получившем распространение также в пятидесятые годы. Среди исполнителей
Gospel, получивших образование в церковных хорах, следует назвать Сэма
Кука и Клайда Макфаттера - именно они способствовали проникновению
Gospel в поп-музыку. Триумфальный взлет соул в шестидесятые годы стал возможным благодаря лишь таким преуспевшим в
Gospel певцам, как Арета Фрэнклин, Уилсон Пикетт и Соломон Берк.
Характерный саунд Gospel - резкие выкрики певцов и рокочущий
орган, с многочисленными рефренами - сегодня можно услышать в музыке
исполнителей, казалось бы, не имеющих ничего общего с этим стилем, от
Рэя Чарлза, Стиви Уандера и Кита Джаррета до Рэнди Ньюмена, Вэна
Моррисона и Стинга.